Все публикацииМой XX век

Петроградские интеллигенты нач. XX века "Письма семьи Аладжаловых". Из архива Ю.Р. Канского.

Опубликовано: 21.03.2019
Скачать

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

Начало XX века было отмечено важными событиями: революции, войны, массовые волнения, голод затронули каждую семью в России. Исключением не стала и удивительная семья Аладжаловых, которые застали Первую мировую в Петрограде, 1917-й год – в Одессе, и более того, в процессе этих событий поменяли свои политические убеждения. Еще не подозревая, что являются очевидцами смены эпох, они описывают свою жизнь, свои переживания, свои наблюдения в письмах. 

 

Главным героем, центральной фигурой переписки, предстает отец семейства – Александр Иоакимович Аладжалов (1873-1963). По свидетельствам своих близких, он был замечательным и умным человеком, никогда не теряющим бодрости духа. Выходец из армянской семьи, рано потерявший отца, он серьезно отнесся к учебе и службе: окончил Петербургское Коммерческое училище в 1891 году и пошел по стопам своего родителя, устроившись бухгалтером в Государственный банк. В 1897 году женился на Елизавете Ивановне Васильевой – замечательной женщине с твёрдым характером, с швейцарскими корнями, дочери богатого купца, которая стала строгой хозяйкой и любящей матерью для четверых детей – Нины, Серёжи, Юры и Ивашки. 

 

В 1908 году Александр Иоакимович поступил в Петербургский университет на юридический факультет и после окончания в 1912 году занялся адвокатской практикой. Он по-настоящему болел общественной деятельностью и интересовался политикой. Так, Аладжалов оказался в Конституционно-демократической партии. В обществе уже витал запах свободы и демократии, бесконечные разговоры о Думе, конституции, народной власти, царствовала атмосфера грядущих перемен. Александр Иоакимович активно участвовал в деятельности кадетов и даже работал с лидерами партии – Милюковым и Шингаревым. Он не оставался незамеченным и другими политиками: «[...] тётя Доря познакомилась с мужем и женой Гронскими [...] оказался членом Думы, кадет. [...] он спросил, не кадет ли папа, потому что слышал папу на кадетской конференции», – пишет в своем письме сын Александра Иоакимовича, Серёжа. Но партия кадетов не удовлетворяла в полной мере Аладжалова – «он всё время чувствовал себя в этом обществе чужаком»[1; С.169]. 

 

Всё меняется с началом Первой мировой войны. 27 июля 1914 года Александра Иоакимовича призывают на фронт. Прапорщиком он воевал в Галиции и столкнулся на поле боя с австрийцами, о чем подробно пишет в своих письмах семье в конце сентября. Ему пришлось пройти через страх и голод, обстрелы и картечь, через смерть ротных товарищей и милость к раненому противнику. Но через семь месяцев был ранен, получил георгиевский крест за храбрость и был назначен военной комиссией в Одессу. Вместе с ним туда приехала его семья из Петрограда, оставив в столице только дочь Нину с тётей. 

 

Вспоминая ужасы войны, страдая от неудовлетворенности адвокатской службой в Одессе, Александр Иоакимович встает на путь к большевизму и, несмотря на сопротивление со стороны близких, в 1917 году вступает в большевистскую партию: «Я демократ и большевик, потому что не могу по складу своей психики быть аристократом, и потому я большевик, что считаю, что ум не дается образованием, что простой народ не хочет наставников, и от тех, кто с ним, требует уважения к себе»[1; С. 170-171]. 

 

«Сшибать с папы большевизм» решила его дочь. Нина Александровна Аладжалова (1899-1995) – талантливая и умная девочка, любимица семьи, которая отзывчиво помогала братьям и родителям. Когда все отправились к отцу в Одессу, она осталась в Петрограде доучиваться в Выборгском Восьмиклассном Коммерческом Училище в Финском переулке. Учеба давалась ей легко, и через несколько лет, уже при советской власти, она поступила в Московский университет на химический факультет и оставалась верной естественной науке до конца жизни. Но в 1917 году перед ней стоял вопрос не только о выборе «между естественной историей и философией», но и вопрос о политических воззрениях отца. 

 

«У тебя очень храбрые намерения сшибать с папы большевизм, только я думаю – это невозможно, какие бы ты ни привела ему доводы. Наши мнения меняются постепенно, эволюционным порядком, а революции в них случаются реже, чем в государствах», – пишет Нине дядя, Сергей Иоакимович Аладжалов. 17 августа 1917 года Нина уверенно едет в Одессу к родителям, но вслед за отцом постепенно «краснеет» сама и уже через два года вступает в партию большевиков и участвует в агитационной деятельности. С тех пор выбор был сделан: Нина стала фанатичным коммунистом и придерживалась своих убеждений всю жизнь. 

 

Под большевистское влияние попал и старший сын Александра Иоакимовича – Серёжа (1901-1919). В представленном собрании писем он является, пожалуй, самым частым адресантом. Он поддерживал теплые отношения со всеми членами семьи и искренне описывал все свои наблюдения в Крыму, Петрограде и Одессе, много читал и непременно делился впечатлениями с отцом, тётей Дорей и сестрой Ниной. Интересовался политикой: «Вчера ездил в общеученический союз, записался. Был на заседании просветительной секции, там разбирался вопрос: как устраивать самообразовательн[ые] кружки [...] Третьего дня тоже был на лекции одного профессора о Суверенитете Народа, Учредительн[ом] Собрании и системе выборов в него. И понравилось. Теперь не скучновато». В августе 1919 года Одессу захватила белая добровольческая армия Деникина, при отступлении Серёжа пропал без вести и, вероятно, погиб, что стало большой трагедией для всей семьи. 

 

Немаловажной в этом семейном сюжете линией является семья младшего брата Александра Иоакимовича – Сергея Иоакимовича Аладжалова (1875-1921). В отличие от брата он не пошел по стопам отца, а избрал карьеру инженера. В 1894 году он поступил в Институт путей сообщения и с тех пор связал свою жизнь с железными дорогами. В 1901 году женился на Марии Иосифовне Роговской, дочери знатного польского дворянина. С марта 1902 года служил на Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, с 1905 года стал начальником службы пути в Оредеж. Неподалеку от дороги Сергею Иоакимовичу выделили участок земли в Вырице-3. Именно тут была построена дача Теремок – центр притяжения всей семьи, где отдыхали дети братьев Аладжаловых и играли в индейцев: «У нас четыре типи, луки и стрелы, мы курим трубку мира, главный вождь у нас Нина или Высокая Сосна», – пишет Серёжа из Вырицы. В семье Сергея Иоакимовича было четверо детей: Шурик, Лена, Юрик и Соня. Ребята росли в атмосфере свободы и творчества. Художественный талант отца передался Лене, которая впоследствии сделала рисование своей профессией и закончила Академию художеств [2].

 

В 1914 году Сергея Иоакимовича призывают на фронт: Хельсинки, Рихимяки, Лахти, Пярну, Рига… В составе пехотного полка он прошел почти всю войну до декабря 1917 года, отправляя из Прибалтики трогательные рисунки и письма своим детям. Всё это время семья оставалась в Званке и страдала от голода: Мария Иосифовна писала племяннице Нине в Одессу с просьбой прислать муки, но посылки с юга редко доходили до адресата. После революции история закончилась трагически в Петрограде: Мария Иосифовна покончила с собой, а Сергей Иоакимович умер от голода в 1921 году. 

 

 

Переписка семей братьев Аладжаловых затрагивает один из самых тяжелых периодов в истории России: с 1913 года – ещё спокойных дней в Крыму в преддверии Первой мировой войны – до 1918 года – послереволюционного времени, когда в Одессу вот-вот войдут войска Деникина. 

Главными участниками переписки стали Александр Иоакимович, его жена Елизавета Ивановна, дети – Серёжа и Нина, их тётя Доря; с другой стороны – Сергей Иоакимович и Мария Иосифовна. Письма охватывают территорию от Крыма до Петрограда, от Вырицы до Галиции, от Званки до Одессы. 

Письма, опубликованные ниже, являются не столько отдельным сюжетом отдельной семьи, сколько документом эпохи, «срезом», по которому можно судить о жизни петроградских интеллигентов в период «тектонических сдвигов» в истории России. Упомянутые элементы повседневности, обширный список литературы, которую читают подростки, темы обсуждений среди сомневающейся в своем политическом выборе молодежи – всё это неоценимый материал для исследователя культуры. Более того, на примере этих писем можно проследить, как распространялись революционные идеи большевизма и как к ним приходили обыватели.

Текст печатается по письмам из личного архива Ю.Р. Канского, внука Сергея Иоакимовича Аладжалова. Письма публикуются в хронологическом порядке. Текст приведён к современным орфографическим и пунктуационным нормам русского языка.

 

Автор: Дарья Крушинская, Институт Философии СПбГУ

 

 

 

Источники: 

 

1. Канский Ю. Р. Возвращение к истокам: Автобиографическое исследование. СПб., 2012. 340 с.

2. О жизни и творческом пути Елены Сергеевны Аладжаловой: http://biographycentre.org/elena-sergeevna-aladzhalova 

 

 

Текст писем доступен по ссылке - управляющая кнопка "скачать" (формат PDF).