Все публикацииМой XX век

"Воспоминания баяна" или маленький очерк большой истории Сысоева Николая Никифоровича

Опубликовано: 08.05.2020

Воспоминания баяна

Как много забытых времен спрятано в старых вещах, которые хранят наши чердаки и кладовые. Былые войны, политические перевороты, праздники, – отражение всего этого, я думаю, можно найти в маленьком флажке, значке, отрывке потрепанной газеты…

Так, однажды, мы с Дедушкой перебирали шкаф в нашей квартире. За старыми чемоданами я неожиданно обнаружила что-то в большом кожаном чехле с двумя ручками. На вопрос: «Что это?», – мой Дедушка рассказал мне историю о том, какой большой путь проделала эта вещь, прежде чем попасть в мои руки.

В большом чехле лежал баян. Баян не простой, не серийный, старого тульского мастера Мажухина. Этот баян подарила моему прадеду Николаю Никифоровичу его мама на 19-летие.

Николай Никифорович был родом из небольшого посёлка под Донецком. Когда ему подарили баян, это стало событием для всего поселка. Прадедушка не расставался с баяном ни на секунду. Его звали играть на все общественные мероприятия, и он с удовольствием соглашался. Он очень любил играть и очень хорошо это делал. Тогда баян стал источником радости и счастья для всего поселка.

Но, как всему хорошему, этому счастью было суждено скоро закончиться. В  страну пришла война. В возрасте 29-ти лет прадедушку призвали на переподготовку в Киев, где его и застала война. Под Выборгом прадедушка был контужен и попал в плен с другими солдатами. Пока их, как военнопленных, везли сначала на баржах, потом в вагонах в Норвегию, прадеду вместе с товарищем удалось бежать через отверстие внизу вагона. Спрыгнув на ходу с поезда, прадедушка ещё 7 дней шел пешком сначала до шведской границы, потом до фильтрационного лагеря. Попав в фильтрационный шведский лагерь, прадед находился там до конца войны.

Но обо всем об этом не знали дома. Дома знали лишь то, что в 1941-ом году прадед Коля пропал без вести. Дома, в маленьком поселке под Донецком, осталась жена Николая Никифоровича – Ульяна Андреевна, моя прабабушка, – с двумя детьми. Под Донецком они попали в оккупацию. Прабабушка обменяла все вещи, находящиеся в доме, чтобы прокормить детей, но баян оставила. Она верила, что Николай Никифорович вернётся домой, и очень его ждала.

И он вернулся. Сначала в фильтрационный концлагерь для военнопленных в Подмосковье, а потом и в Донецк. По возвращении домой прадедушка починил любимый баян и снова начал на нем играть.

После смерти Николая Никифоровича мой Дедушка забрал баян к нам домой. С тех пор он лежит у нас в шкафу, где я его и нашла. Но мой Дедушка иногда играет на нем.

Этот баян повидал многое, в его жизни были: беззаботные довоенные годы, тяжелые годы оккупации, светлые послевоенные годы и современность. Сейчас баян стал для нашей семьи символом героизма наших предков и верной настоящей любви, благодаря которой вся семья пережила войну. «Жизнь» баяна продолжается уже в статусе семейной реликвии.

Нам всем нужна память, потому что кто не знает своего прошлого, у того нет и будущего.

 

Автор: Гавриленко Анастасия

Фотографии: 

1. Мои Прадедушка и Прабабушка – Сысоев Николай Никифорович и Добриян Ульяна Андреевна, и мой Дедушка с Братом – Сысоев Анатолий Николаевич и Сысоев Александр Николаевич.

2. Мой дедушка Сысоев Анатолий Николаевич с баяном.

3. Мой Прадед и моя Прабабушка – Сысоев Николай Никифорович и Добриян Ульяна Андреевна.

4. Мой Прадед с сыном (моим Дедушкой) – Сысоев Николай Никифорович и Сысоев Анатолий Николаевич.

5. Сысоев Николай Никифорович с баяном и друзья.