Вацлав Нижинский. Признанный Гений танца и непризнанный Гений жизни.
12 марта 2019 года людьми искусства в разной форме отмечалось 130 лет со дня рождения Вацлава Нижинского (1889-1950), российского танцовщика и хореографа польского происхождения, артиста, новатора и просто уникальной личности. Авангардистская хореография этого примечательного творца танца, вызвавшая в начале XX века бурное осуждение и скандалы, сегодня считается основой современного танца, неоклассики и многих хореографических направлений второй половины минувшего столетия.
Однако хотелось бы отметить, что Вацлав Нижинский был не чужд и другим визуальным видам искусства, а именно развивавшейся в период активного творчества танцовщика абстрактной живописи, о чем и пойдет речь далее.
Уже во время первых сезонов Ballets Russes в Париже (с 19 мая 1909 г.) мифологический туман окутывал танцовщиков труппы Сергея Дягилева, которая включала в себя наряду с ведущими артистами классического балета и юные дарования. В первую очередь, речь шла, конечно, о Вацлаве Нижинском. Стилистика движений молодого артиста, его легендарный прыжок и провокационный сценический эротизм сделали Вацлава культовой фигурой мира балета. Однако «манифест изобразительности» Нижинского остался тогда, в первой половине XX века, практически незамеченным. В последующем, в лучшем опять же случае, работы Вацлава в сфере изобразительного искусства рассматривались как некий своеобразный aperçu к биографии легендарного танцовщика. Биографами отмечалось, что в конце своей блистательной карьеры Нижинский решил напрямую, так сказать, через собственные пальцы, приобщиться к художественному жанру, который до этого был ему все-таки чужд. Изобразительные знаки, графические эскизы, — или как отголосок танцевального дыхания, которое покидало Нижинского, или как последние импульсивные артикуляционные жесты при переходе к безумию.
Большинство своих рисунков Ваца создал в промежуток между 1917-1919 гг., и стилистика этих рисунков перекликалась с тем художественным контекстом, который господствовал в данный период в Париже. В 1910-30-ых годах, вдохновляясь танцевальным ритмом, пластическим движением и теорией симультанной живописи Роберта Делоне, творили такие мастера как Владимир Баранов-Россине, Соня (Штерн) Делоне́-Терк, Александра Экстер, Леопольд Сюрваж (Штюрцваге), Франтишек Купка и др. Мелодичные вибрирующие изгибы линий, ритмически структурированный двухмерный (плоский) образ, вращающиеся цветные диски и круговые сегменты, центробежное и центростремительное движение по факту статичных форм, контрастный синтез круговых и крестообразных форм, в которых угадывается образ человека с распростертыми руками, фигуральные метаморфозы и многое другое, что было разработано художниками авангардизма названного периода, имело частично свои истоки в новой изобразительности танцевального искусства начала XX века и, в тот же самый момент, наложило собственно свой отпечаток на графические зарисовки самого Вацлава Нижинского. В телесном движении танцовщиков, в самих балетных спектаклях, которые исполнялись и хореографировались Нижинским, вполне узнаваемо некое третье основание абстрактного искусства, которое артикулировалось наряду с редукцией фигур живописи до основных геометрических форм (Казимир Малевич, Пит Мондриан) и в дополнение к вдохновленному экспрессионистическими приемами признанию автономного выразительного содержания цвета и формы (Василий Кандинский). Развивающаяся «не-нарративная» хореография и рождающаяся «не-нарративная» абстрактная живопись не могли не дополнить друг друга, не могли не вдохновиться друг другом. Практически синхронно произошел отход от сюжетных танцевальных сцен в балете и отказ живописи от исторических и жанровых сцен, и в конечном счете от очевидной образности как таковой. Как в «Сильфиде» (1909) Михаила Фокина рассказ или иное мимическое действо сменяется движением в чистом виде, которое следует за музыкой, подчиняется ей, так и практически одновременно возникает абстрактное искусство, которое избегает образов и текста, отдает приоритет чистым изобразительным формам, «говорящим» через цвет и саму эту форму, через композиционные соотношения геометрических фигур, или же как раз посредством изображения движения и динамики танца.
Созданные Вацлавом Нижинским в период 1917-1919 гг. цветные и графические изображения относительно репертуара используемых форм и ярковыраженного ритма имеют безусловно сходство с творениями упомянутых выше художников. Как и, в свою очередь, работы последних претерпели влияние форм и пластики танцевальных движений артистов балета. Известно, что до начала Первой мировой войны, живя во Франции, Соня Делоне-Терк с Робером Делоне посещали уроки танцев (картины Bal Bullier и Magic City названы в честь мест, где проходили данные танцевальные курсы, они как бы являются свидетелями этой страсти художников к пластическому искусству). В 1918 году Соня Делоне-Терк уже оформляла декорации и костюмы для поставленного Леонидом Мясиным балета «Клеопатра» на музыку А. Аренского. В 1928 она также проектировала сценические декорации для «Les Quatre Saisons» Л. Мясина.
Если внимательно проанализировать художественные работы упомянутых творцов авангардистского направления в изобразительном искусстве, можно увидеть, как формальный вокабуляр абстрактного искусства в парижских кругах принципиально и интенсивно реконструировался под воздействием привезенного балетного искусства, танцевальной лексики Нижинского и его собственной хореографии в том числе.
Автор: Дарья Горбацевич
Изображения (слева направо):
1. Глаз. В. Нижинский. 1918/19
2. Дуги и сегменты, линии. В. Нижинский. 1918/19
3. Женский бюст в профиль. В. Нижинский 1917/18
4. Маска. В. Нижинский. 1918/19
5. Маска. В. Нижинский. 1918/19-2
6. Танцовщица. В. Нижинский. 1917/18
7. Фигуры (фрагмент). В. Нижинский. 1917/18
8. Kyra. В. Нижинский. 1917/18
Источник:
Gaßner, H. (Hrsg.). Tanz der Farben: Nijinskys Auge und die Abstraktion; [... anlässlich der Ausstellung Tanz der Farben. Nijinskys Auge und die Abstraktion, 19. Mai bis 16. August 2009, Hubertus-Wald-Forum der Hamburger Kunsthalle]. Hamburg : Hamburger Kunsthalle, 2009 — ISBN 978-3-938002-29-2 — 362 S.
Помочь проекту
У нас большие и светлые планы по сохранению культуры! Нам нужна ваша поддержка!
Скачайте QR-код по ссылке или сделайте снимок экрана для перевода в приложении Вашего банка.