Статья куратора Антона Вальковского : "Что такое трудное наследие" [глоссарий]
Куратор и исследователь современного искусства Антон Вальковский, кандидат философских наук, лектор ВГСПУ, а также человек, который в формате публичных просветительских лекций говорит об истории локального художественного процесса и тенденциях развития актуального искусства недавно опубликовал исследовательскую заметку под названием "Что такое трудное наследие".
Глоссарий этой заметки мы хотели бы зафиксировать и на сайте Центра, так как тема "трудного наследия", ее понятийный аппарат находятся в поле исследовательского интереса нашего сообщества.
Терминологический глоссарий:
Херитология (от англ. heritage – наследие) – новая наука о работе с наследием по определению профессора Томислава Шолы, предложенное им в 1981 году – http://heritology.com/. В русскоязычной литературе чаще употребляются такие "однородные" понятия как наследиелогия и(или) музеология, но по мысли Шолы херитология вбирает в себя обе эти дисциплины, включая также архивоведение и библиоведение.
Трудное наследие (от англ. difficult heritage) – «прошлое, которое признается значимым в настоящем, но в то же время оспариваемым и неудобным для публичного воссоединения с позитивной, самоутверждающейся современной идентичностью» (Sharon Macdonald, DIFFICULT HERITAGE и Is 'Difficult Heritage' Still 'Difficult'? Why Public Acknowledgment of Past Perpetration May No Longer Be So Unsettling to Collective Identities).
Культурная травма – такая травма "имеет место, когда члены некоего сообщества чувствуют, что их заставили пережить какое-либо ужасающее событие, которое оставляет неизгладимые следы в их групповом сознании, навсегда отпечатывается в их памяти и коренным и необратимым образом изменяет их будущую идентичность"; это также социальный конструкт, который (пере)определяется при наличии новых смысловых и причинных связей между ранее не связанными между собой событиями, структурами, представлениями и действиями; не каждое трагическое событие прошлого становится фактом культурной травмы, а ее содержание может меняться со временем (Александер Джеффри, Alexander J. C., Куракин Д. Ю. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал. 2012. №3).
- конструктивистская позиция в отношении динамики культурной травмы позволяет говорить о методах искусства как инструментах «культурной дипломатии» и «мягкой силы», позволяющих проработать подобного рода травму (см. Что такое коммеморативное проектирование?)
- не каждое прошлое становится наследием – тем, что влияет на ландшафт настоящего, поэтому не все "трудное/сложное прошлое" является "трудным наследием", особенно, если эти события прошлого уже официально историзированны и не являются "болезненными" на сегодняшний день
Непроговариваемое наследие (от англ. unspoken heritage) или замалчиваемое наследие (от англ. silenced heritage) – связаны с таким умолчанием, когда социальная группа не хочет вспоминать о травмирующем событии, или направленным забвением, а в официальном дискурсе превалирует стратегия сокрытия, утаивания форм памятования подобных событий, доказательств или информации об их происхождении (см. в том числе Michel-Rolph Trouillot, Silencing the Past: Power and the Production of History. Beacon Press, 1995)
Контрпамять – практики, что вступают в противоречие с доминирующими формами мемориальной политики
Нежеланное наследие (от англ. undesirable heritage) – см. Sharon Macdonald, Undesirable Heritage: Fascist Material Culture and Historical Consciousness in Nuremberg
Неудобное наследие (от англ. awkward heritage) и токсичное наследие (от англ. toxic heritage)
Темное наследие (от англ. dark heritage) и негативное наследие (от англ. negative heritage) – см. Tim Coles, Dark tourism? the attraction of death and disaster и Lynn Meskell, Negative Heritage and Past Mastering in Archaeology
Чтобы лучше понять все нюансы определения трудного наследия, Антон предлагает послушать короткий доклад генерального секретаря Europa Nostra Serbia Весны Кисич «Непроговариваемое и диссонантное наследие как новое политическое в музеях», подготовленный для круглого стола «Трудное наследие в музее» (программа ИКОМ): см. по ссылке.
Ключевые слова: «спорное наследие» (controversial heritage), «оспариваемое наследие» (contested heritage), «диссонантное», или противоречивое, наследие (dissonant heritage), «чувствительное наследие» (sensitive heritage)
В оригинальной публикации вы также найдете ссылки на арт-проекты, которые показывают, как сегодня художники (пере)осмысляют и подключают инструменты проработки культурных травм в своих художественных, экспозиционных и музейных проектах, расширяя методы взаимодействия между разными акторами-носителями "трудного наследия".
Помочь проекту
У нас большие и светлые планы по сохранению культуры! Нам нужна ваша поддержка!
Скачайте QR-код по ссылке или сделайте снимок экрана для перевода в приложении Вашего банка.